Педагогический консалтинг — консультативное структурирование, связанное с образовательной поддержкой  развивающих процессов обучения, а так же деятельность позволяющая дать независимую экспертную оценку эффективности использования обучающих технологий.

 

Презентация "Смысловые концепты развивающего обучения в свете ФГОС"  (скачать презентацию)

Презентация "Возможности полисистемной школы" (скачать презентацию)


Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

«Малые педагогические открытия»

2012-2013  уч.г.

 

  1. « Состязание ананаса с зайцем», Или формирование креативности мышления по принципу избыточности.
  2. Смысловые концепты развивающего обучения в свете ФГОС
  3. Возможности полисистемной  школы
  4. Самооценка как основная процедура оценки качества образования
  5. Способы преодоления кризиса доверия между учителями и родителями
  6. «Где ты и где победа?». Методы стимулирования  детей

 

Педагогические критерии успешности учителя

                        Первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке. 

            Второй   критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:

·  учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

·  учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

•  учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)

            Третий   критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применяемых теоретических знаний.

            Четвертый   критерий – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

            Пятый   критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

•  размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал);

•  размышление по поводу совершённых действий (т. е. анализ совершённого) – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

            Шестой   критерий – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

 Психологические критерии успешности учителя 

            1. П е р в ы й   к р и т е р и й – интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.

            «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

            Как сохранять и поддержать любознательность ребёнка?

            Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

            Я часто думаю о том, что из-за некоторых странных обстоятельств школа делает всё возможное, чтобы забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут».

            2. В т о р о й   к р и т е р и й – сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребёнком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?

            Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребёнок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.

            Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

            «Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его; нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

            3. Т р е т и й   к р и т е р и й – взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

            Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем  действия,  далее – к подражанию и самообучению.

            С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

            4. Ч е т в е р т ы й   к р и т е р и й – учёт индивидуальных особенностей ученика.

Учёт особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

            •  как на уроке создана установка: быть внимательным;

            •  как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);

            •  как организована смена видов деятельности на уроке;

            •  как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

            •  как организована активность учащихся на уроке;

            •  как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

            Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко познают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности будут способствовать заучиванию текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).

            Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на лиц с более низкими способностями, а для учеников с высокими мнемическими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

            Установлено, что объём запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:

•  быстро запоминающие и медленно забывающие;

•  быстро запоминающие и быстро забывающие;

•  медленно запоминающие и медленно забывающие;

•  медленно запоминающие и быстро забывающие.

            Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запомнить материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

Личностные критерии успешности учителя

            Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

            Из многочисленных существующих диагностических методик выделяются такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

            1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

            2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

            За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

            К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

            Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение – с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение – с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

            3. Творческое начало личности.

            Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

            4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

            5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

            6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

            Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

            Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz