|
#1"Критерии успешности учителя"Анкета «Успешный учитель. Кто он?» 1.У успешного учителя должны быть успешные ученики. Успех измеряем не личными достижениями, а достижениями учеников. 2. Успешный учитель - это прежде всего энергичный человек, пытается изменить ситуацию, сделать интересной для себя и окружающих людей, это человек, стремящийся к определённым результатам, продвижению идей. 3. Успешный учитель соответствует педагогическим и психологическим критериям успешности (образование педагога и повышение квалификации, обученность учеников и сформированность их общеучебных умений и навыков, умение вести исследовательскую работу и работу по самообразованию, способность к самоанализу, рефлексии). 4.Успешный учитель = Успешный человек (реальный доход, ресурсы влияния на общество, внутреннее ощущение, что ты все делаешь правильно).
Вывод: 1. Родители доверяют современной системе проверки качества образования. Наличие грамот, дипломов и т.д. , с точки зрения родителей, является адекватной оценкой уровня профессионализма учителя. Успешность учеников родители связывают с компетентностью учителя. Материальная обеспеченность учителя не является показателем успешности учителя. 2. Мнения учителей и Интернет-пользователей сходны в основном: успешность учителя связывается с его активностью и креативностью. Наличие грамот, дипломов приветствуется, но их значение не абсолютизируется. Материальная обеспеченность учителя влияет на формирование образа успешного учителя. Обратная связьПедагогические критерии успешности учителя Первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке. Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это: · учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации); · учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);
· учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.) Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применяемых теоретических знаний. Четвертый критерий – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания. Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида: • размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал); • размышление по поводу совершённых действий (т. е. анализ совершённого) – рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании. Шестой критерий – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы. Психологические критерии успешности учителя 1. П е р в ы й к р и т е р и й – интерес, мотивация. Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Как сохранять и поддержать любознательность ребёнка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия. Я часто думаю о том, что из-за некоторых странных обстоятельств школа делает всё возможное, чтобы забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут». 2. В т о р о й к р и т е р и й – сознательное обучение. Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребёнком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания? Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребёнок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению. Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. «Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его; нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося. 3. Т р е т и й к р и т е р и й – взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению. С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности. 4. Ч е т в е р т ы й к р и т е р и й – учёт индивидуальных особенностей ученика. Учёт особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать: • как на уроке создана установка: быть внимательным; • как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.); • как организована смена видов деятельности на уроке; • как учитываются возрастные особенности внимания школьников; • как организована активность учащихся на уроке; • как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания. Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко познают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности будут способствовать заучиванию текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.). Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на лиц с более низкими способностями, а для учеников с высокими мнемическими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку. Установлено, что объём запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы: • быстро запоминающие и медленно забывающие; • быстро запоминающие и быстро забывающие; • медленно запоминающие и медленно забывающие; • медленно запоминающие и быстро забывающие. Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запомнить материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется? Личностные критерии успешности учителя Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима. Из многочисленных существующих диагностических методик выделяются такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя. 1. Эмоциональность. В состав этого качества входит: – интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; – адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; – доброжелательность реакции учителя на возбуждение; – уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда. 2. Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач. К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»: Общение – с хорошей литературой, искусством, природой; Общение – с интересными людьми, любовь, дружба; Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений. 3. Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» 4. Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. 5. Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку. 6. Настойчивость, дисциплинированность. Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
|
#2«Критерии оценки профессионального опыта педагога»Анкета «Какое утверждение верно?»
Оценка работы Факультета по технологии Бэйлза (с информацией можно познакомиться ЗДЕСЬ)Выводы:1. Мнения учителей и Интернет-пользователей по 1,3,4 вопросам сходны.2. Учителя категорически не считают, что образование -сфера услуг. Интернет-пользователи не исключают эту возможность.
|